Mergi la conţinutul principal

Старая пластинка: Руководство непризнанной ПМР уверенно держит курс на непримиримость

Последние дни июля ознаменовались чередой мероприятий, связанных с приднестровским урегулированием. На первый взгляд все празднично чинно и даже помпезно, - на поверку же формально и вполне предсказуемо.

29 июля состоялось завершающее полугодовую сессию заседание Объединенной Контрольной Комиссии (ОКК) – органа призванного управлять миротворческой операцией на Днестре. Сколько бы не говорили о значительной роли ОКК в поддержании и контроле над обстановкой в Зоне безопасности в официальных заявлениях, - факт остается фактом: работа ОКК, а следовательно и вся деятельность Совместных миротворческих Сил в Приднестровском регионе Республики Молдова (СМС в ПР РМ) весьма успешно направляется на самоустранение от разрешения любых, возникающих в Зоне безопасности проблем. Основной постулат политических аниматоров: «Благодаря миротворческой деятельности в рамках уникальной миротворческой операции на берегах Днестра, никто ни в кого не стреляет»! О, как! Фактически такой подход игроков превращает миротворческую операцию в действие ради действия – миротворцы охраняют сами себя. Все проблемы, возникающие у граждан, например, в связи с систематическим нарушением их прав на свободное перемещение благополучно игнорируются. Их без особых разбирательств, обзывают «хозяйственными спорами» и «вопросами не входящими в компетенцию ОКК». Вообще вопрос о компетенции ОКК и подчиненных комиссии Совместных миротворческих сил темный и неясный. Внутри комиссии нет единого понимания, что естественно не может не отражаться на всем приднестровском миротворчестве.

А Васька слушает, да ест

Живой пример: непосредственно в Зоне безопасности, которую априори должны контролировать миротворцы, размещены более 20-и постов различных силовых структур непризнанной ПМР. Это пограничники, таможенники и сотрудники миграционной милиции. Следует пояснить, что по действующим стандартам международного миротворчества во всех обычных, не «уникальных» миротворческих операциях воинские контингенты Миротворческих сил полностью очищают созданную Зону безопасности от всех и всяческих военных и военизированных формирований, не имеющих отношения к собственно миротворцам. Исключение могут составлять полицейские формирования, которые занимаются только поддержанием правопорядка среди гражданского населения и действуют под плотным контролем тех же миротворцев. Но это в нормальном случае – то есть тогда, когда все участники миротворческой операции заинтересованы только в поддержании мира, а не имеют, как в нашем «исключительном» случае собственных политических и экономических интересов на подконтрольной территории.

Так вот о постах – они размещены в Зоне безопасности решением руководства непризнанной ПМР, без всякого согласования с ОКК и при немой отстраненности миротворцев. Тех – кому предписано обеспечивать в регионе соблюдение прав человека – в том числе на беспрепятственное перемещение граждан, товаров и услуг. Так самый изощренный и лицемерный аргумент, высказываемый в оправдание бездеятельности миротворцев – «Через посты Совместных миротворческих Сил граждане, товары и услуги перемещаются беспрепятственно»! Ну да, это правда… Только обычно не далее чем в трехстах метрах от миротворческого поста стоит погранично-таможенный терминал непризнанной ПМР, на котором и начинаются проблемы.

Вопрос «Упорядочивания ситуации с постами в Зоне безопасности» муссируется ОКК уже более трех лет. Собственно он не столько обсуждается, сколько переносится. Кочует из одного протокола заседания в другой с гибкой формулировкой – продолжить обсуждение на следующем заседании…

Убедившись в полной мере, что миротворцы не намерены вмешиваться в вопросы бесконтрольной деятельности различных постов, выставленных без согласования с ОКК, тираспольское руководство пошло дальше. Полным ходом идет работа по совершенствованию инфраструктуры развернутых постов. Им придают очень стационарный, капитальный и современный вид.

Именно этой проблеме было посвящено обращение делегации Республики Молдова в ОКК, распространенное на прошедшем, завершающем очередную сессию заседании. В нем прямо выражается обеспокоенность молдавской стороны односторонними действиями приднестровских властей по наращиванию и совершенствованию инфраструктуры постов силовых структур, размещенных в Зоне безопасности без решения ОКК. Перед уходом в отпуск молдавская делегация предоставила своим коллегам по ОКК информацию к размышлению.

Праздничный игнор

На следующий день, 30 июля состоялось официальное празднование 18-й годовщины ввода в Приднестровский регион Республики Молдова Совместных миротворческих сил.

В ходе торжеств, все было так же предсказуемо и без особых неожиданностей. Еще ни разу, за всю 18-летнюю историю приднестровского миротворчества во время празднования не обходилось без прямых оскорблений в отношении Республики Молдова и ее миротворцев со стороны представителей непризнанной ПМР. И этот раз не стал исключением. С чего бы?! Сопредседатель ОКК от Приднестровья Олег Беляков в своей торжественной речи вновь в категоричной форме говорил о перманентной агрессивности, проявляемой Молдовой в отношении Приднестровья. При этом, как это водится, Олег Леонидович, абсолютно игнорировал факт того, что на трибуне рядом с ним стоят представители Молдовы в ОКК, а в строю военнослужащих-миротворцев – воинский контингент от Республики Молдова. Вообще то, что в течение всех 18-и лет Республика Молдова прямо участвует в миротворческом процессе, представители Тирасполя предпочитают просто не замечать. Зачастую, выступления приднестровских чиновников приводят к мысли, что в мире существуют ДВА МОЛДАВСКИХ НАРОДА. Один – хороший, добрый и цивилизованный живет в непризнанной ПМР, а другой – агрессивный и кровожадный - собственно в Молдове.
В общем, приднестровская сторона в своей миротворческой деятельности на практике реализует подход, заявленный лидером непризнанной республики Игорем Смирновым весной нынешнего года: «С этой поганью, и говорить не о чем…». А «погань» - это мы, - «второй молдавский народ».